История храма

В монографии И. Чернавского «Оренбургская епархия в прошлом ее и настоящем», написанной автором к 100-летию Оренбургской епархии, годом строительства Чернореченской церкви назван 1751 г. Также из документов, хранящихся в Государственном архиве Оренбургской области, видно, что первая Чернореченская церковь Казанской иконы Божией Матери была освящена в 1751 году. Но заложена она была гораздо раньше – в 1742 году. Такое длительное строительство небольшой деревянной церкви объясняется трудностями заселения Оренбургского края и связано с историей основания Чернореченской крепости.

Из Чернореченской крепости, вместе со всеми переселенными сюда украинцами, не выдержавшими тягот жизни на новом месте, выехал на прежнее место жительства и священник Леонтьев. В крепости оставалось всего 15 русских казаков. Тем не менее, на место уехавшего священника был переведен в Чернореченскую крепость из села Троицкого Бердского уезда священник Федор Хрисанфов. Строительство заложенной в 1742 году церкви остановилось, и в 1744 году готовый иконостас, который «лежит ныне праздно понежетая церковь Божия еще недостроена», из Чернореченской крепости был перенесен в Бердскую слободу, где, наоборот, церковь была полностью построена, а иконостас отсутствовал. Только в январе 1751 года Оренбургский губернатор И.И. Неплюев сообщил преосвященному Луке, епископу Казанскому и Свияжскому, что в Чернореченской крепости церковь во имя Казанской иконы Божией Матери построена и готова к освящению – «иконостас со всеми к нему потребностями исправлен». Преосвященный Лука в феврале того же 1751 года поручил освятить Чернореченскую церковь протопопу Оренбургского собора Василию Иванову.

Строившаяся 9 лет церковь уже через 23 года обветшала. Об этом сообщала чернореченская комендантская канцелярия в лице коменданта Василия Соболенова в 1774 году. В 1776 году, повторно сообщая о ветхости церкви, эта же канцелярия писала, что для безопасности службы «стены укреплены подставами» и что требовался срочный ремонт алтаря. В том же 1776 году вышел указ Казанской духовной консистории о строительстве новой Чернореченской церкви, так как «состоящая в крепости Чернореченской церковь Божия во имя Казанской Богородицы с приделом святого великомученика Димитрия, построенная еще в 1742 году из осокоревого лесу, пришла в ветхость». Предполагалось старую церковь разобрать и на ее месте построить новую с «пределами тех же наименований». Лес от разобранной церкви, еще пригодный к употреблению, применить вновь в строительстве церкви, а ветхий – использовать на печение просфор. Но начало строительства задерживалось, и в марте 1777 года комендант Чернореченской крепости вновь сообщает, что церковь «сколько подпорками не укрепляется, однако отправлению в ней службы Божией остается с великой опасностью». Он просил Оренбургское духовное правление выделить деньги «для поправки церкви» или прислать верного человека со шнуровой книгой для сбора пожертвований в Оренбурге и его окрестностях, так как чернореченцы по своей бедности не могли собрать ни денег, ни материалы в нужном количестве.

Построена новая церковь в Чернореченской крепости была только в 1779 году (в клировых ведомостях указан 1778 год) «на казенный кошт при пособии прихожан». Была она на каменном фундаменте деревянная, снаружи отделана пильным тесом. Иконостас имела «столярный простой работы» от старой церкви. Церковной утвари и облачения священнослужителей имелось в достатке. На колокольне находилось четыре колокола. Самый большой весил 240 килограммов, самый маленький – 23 килограмма. Об изготовлении нового иконостаса и поправки икон вопрос встал только в 1804 году.

В 1848 году 17 августа в Черноречье произошел сильный пожар, во время которого деревянная церковь сгорела.

Новая каменная церковь была построена и освящена в 1852 году. Построена она была на средства жительницы Оренбурга титулярной советницы Татьяны Ивановны Приезжевой. По этому поводу П. Столпянский в путеводителе «Город Оренбург», вышедшем в Оренбурге в 1908 году, пишет: «Вдова титулярная советница Татьяна Ивановна Приезжева просила разрешить устройство церкви близ эспланадной линии около первого колодца в Новой Слободке: «В 1850 году я утруждала предшественника Вашего Превосходительства генерала от инфантерии Обручева об отводе мне места под постройку в новой слободке при г. Оренбурге церкви во имя Казанской Божьей Матери, но почему-то Его Превосходительству не угодно было уважить моей просьбы и потому храм этот в 1852 году мной выстроен в Чернореченской станице…».

Решение построить церковь именно в Черноречье для Приезжевой не было случайным. В 1850 году чернореченский приход, относившийся до этого к благочинию священника Илецкой Защиты (Соль-Илецк), был приписан к Оренбургскому благочинию священника Вознесенской церкви Василия Саввовича Ольшанского, который был духовником Татьяны Ивановны до конца ее жизни. Не вызывает сомнения, что именно он повлиял на выбор места для строительства церкви. Мог оказать влияние на Приезжеву также чернореченский священник Иван Петрович Касимовский, который до рукоположения его в священники в 1839 году и назначения в Чернореченскую церковь, служил диаконом в Оренбургской городской Троицкой церкви, в приходе которого проживала Приезжева. Сын диакона Петра Лебедева из села Касимова Уфимского уезда, он хорошо читал и пел, и за пятнадцать лет (с 1824 года) службы в Троицкой церкви, конечно же, завоевал уважение прихожан своего прихода, среди которых была и Приезжева.

Татьяна Ивановна Приезжева, дочь бузулукского помещика капитана Ивана Карачева, вдова оренбургского помещика титулярного советника Михаила Николаевича Приезжева, в 1855 году все-таки приступила к выполнению своей основной мечты – построить церковь в Оренбурге. Она начала строительство Воскресенской церкви в Новой Слободке, но завершить его не успела, скончавшись скоропостижно 25 июня 1856 года на 77 году жизни от апоплексического удара.

В Черноречье Приезжева построила здание церкви с колокольней, здание было кирпичное оштукатуренное, фундамент имела каменный. Церковь строилась по плану, предусматривающему три престола: главный – центральный – во имя Казанской иконы Божией Матери, придельный – северный – во имя Архистратига Михаила, южный – во имя Рождества Крестителя Господня Иоанна. Церковь была без отопления, холодная. Под колокольней располагалось сторожевое помещение. На колокола пошла медь колоколов сгоревшей церкви. Строительство церкви велось только в летнее время, на зиму стены укрывались соломой. Все строительные и отделочные работы выполнялись наемными артелями мастеровых. Это были крепостные крестьяне, отпущенные на оброк своими господами. Три года, сменяя друг друга, трудились землекопы, каменщики, плотники и столяра, штукатуры и лепщики, маляры, кровельщики, стекольщики.

В сентябре 1852 года новый трехпрестольный храм был готов. 28 сентября того же года был освящен главный престол в честь Казанской иконы Божией Матери. 29 и 30 сентября были освящены боковые приделы: северный – во имя Михаила Архангела, южный – Рождества Иоанна Крестителя. Храм получился прочный, красивый, внушительных размеров. Он состоит из центральной части, алтаря и колокольни. Продолжением нижней части храма является круглый световой барабан, прорезанный восемью окнами и увенчанный широким куполом с крестом. В боковых крыльях колокольни были размещены сторожка и кладовая. Второй ярус колокольни представляет собой восьмигранник, а третий является звонницей для колоколов. Шатровая кровля колокольни заканчивается маленькой главкой с крестом.

Снаружи оштукатуренная гладь стен оживляется карнизами, пилястрами, наличниками двадцати окон и трех дверей, кокошниками колокольни. Украшением интерьера были золоченый резной иконостас, бронзовые позолоченные светильники, настенная живопись.

Постройка церкви обошлась Татьяне Ивановне в несколько десятков тысяч рублей серебром. На ее деньги были закуплены все необходимые строительные материалы, утварь, облачения и богослужебные книги. Ею же были оплачены все работы, начиная от копки траншеи и заканчивая установкой крестов.

Благодарные чернореченцы до самого закрытия церкви на каждом богослужении поминали имя своей благодетельницы – рабы Божией Татианы.

Источник: «Черноречье на рубеже веков» (автор: А.В. Федорова)